Мнение
Чувашский мир
Цель энциклопедии – собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей, ныне живущих, и передать тем, кто придет после нас. Французский энциклопедист ХVIII века Дени Дидро
Завершается выпуск серии энциклопедий районов Чувашской Республики и чувашских национальных краеведческих справочников компактной диаспоры. Из «заграничных» чувашских энциклопедий похвальную оценку получили труды составителя, редактора и издателя Дмитрия Кузьмина («Пензенская, Саратовская и Ульяновская области», в 2-х томах, Ульяновск, 2009, 2012) и краеведа-журналиста Виктора Симакова («Чувашские населенные пункты Самарской области: краеведческий словарь», Чебоксары, 2005; энциклопедия «Чувашские населенные пункты Самарской области», Самара, 2014), коллективные энциклопедии «Чуваши Башкортостана» и «Знатные чуваши Татарстана». Несколько лет назад материалы начали собирать чуваши Питера, Москвы, Тюменской, Кемеровской областей, Красноярского края. Выпуск серии районных энциклопедий начался с краткой энциклопедии Моргаушского района професора Леонида Павлова, и с тех пор ежегодно появляются все новые и новые издания. | ||
Личное мнение
Чувашский мир
От редакции: Размещение статей не означает, что редакция разделяет мнение его авторов. | ||
Мнение
Чувашский мир
«Грызунам» гранита науки Виталию Эртивану, Ирине Кирилловой и Геннадию Николаеву посвящаю данный фрагмент рукописи монографии
Нумерология: цифровая системная тайнопись в «Нарспи»1). В предыдущих выпусках, опубликованных на данном сайте, говорилось о том, что ряд записей в своем дневнике и рукописях, которые до нас не дошли, Кестентин Кашкр шифровал только ему ведомыми знаками (на данный факт из воспоминаний его однокашников обратил внимание профессор Виталий Эртиван). Надо полагать, тяга к тайнописи — это для Кестентина Кашкр не самоцель, она в его произведениях глубоко проникает в художественную плоть. В этой связи продолжим дальнейший поиск тайных кодов поэмы «Нарспи». 2). В 1-5 выпусках из данной серии публикаций мной отмечалось: многие тайны в архитектонику поэмы автором заложены сознательно, многие связаны с тайной чувашского слова и уходят корнями в глубины чувашской мифопоэтики и генерируются какими-то неведомыми самому автору силами из области коллективно-бессознательных архетипов. | ||
Мнение
Чувашский мир
От редакции: Размещение статей не означает, что редакция разделяет мнение его авторов. | ||
Вирьял (поэма)Личное мнение
Чувашский мир
Вступление 1 «Хора ора», был назван край в насмешку, Еще название - «Напрасные труды». Поля и перелески вперемешку, По речкам малым синие пруды. Холмы, овраги, в зарослях долины Деревни в окружении садов. И рощи светлые - березы да осины, Вдали от крупных шумных городов. Когда я райские себе представлю кущи Земля Вирьяльская на ум идет - Пруды, стада гусей плывущих, Сады, в цвету, и соловей поет… Давно она уж души покорила Неброской северной красой своей. Влечет нас к ней невидимая сила, И души наши связывает с ней. Ее мы искони родной своей считаем, А, в сущности, не так уж и давно. Но, мы давно другой земли не знаем, И верим, жить здесь, свыше нам дано. 2 Когда кочуют бесконечно люди, Когда не могут край родным назвать, Им ни один из них родным не будет И краю нужными они не смогут стать. Не от хорошей жизни предки наши, Края меняли много, много раз. Быть может, им края встречались краше, Родными вот не стали, как сейчас. | ||
Личное мнение
Чувашский мир
«Разве не кощунство — построить свинокомплекс у истоков родников, которые питают реки Башкирии? | ||
Личное мнение
Чувашский мир
О том, что вокруг села Слакбаш Башкортостана возникло нешуточное противостояние местного населения и международной мясной корпорации «Таврос», официальные СМИ молчат, но сообщают независимые башкирские каналы, «Чувашский народный сайт», казанский «Idel.Реалии», постоянно освещает события группа «Правда Краснояр, Белебеевский район» в соцсети «Вконтакте». По письму президента Чувашского национального конгресса Николая Угаслова руководители четырех чувашских культурных автономий Башкортостана в администрации Белебеевского района 13 сентября 2019 года провели встречу с представителями «Тавроса». Встреча проходила в закрытом режиме, ибо на беседу делегацию от населения не пустили и не разрешили зафиксировать процесс заседания. Башкирское телевидение сообщило о найденном компромиссе с местным населением. Официальный телесюжет оказался пародийным по отношению к действительности. Провозгласили явную информационную ложь. Вопросов и речи представителя ЧНК Федора Кузьмина, мнения кого-либо из представителей местного населения или сторонников экологии в кадре нет. | ||
Чувашский мир
![]() В селе Большой Сундырь Моргаушского района ЧР активисты национальной интеллигенции отметили бабье лето по чувашскому календарю. На встречу в живописном саду местного жителя Юрия Туринге по его приглашению приехали гости из Чебоксар и других мест. Здесь в последние годы по просьбе хозяина творит член Союза чувашских художников скульптор Вячеслав Эткер. Он оборудовал тут место для совершения старинных чувашских обрядов. Среди почётных гостей в село прибыли президент Чувашской национальной академии наук и искусств (ЧНАНИ) Евгений Ерагин, учёный-историк Алексей Симулин, член президиума Чувашского национального конгресса юрист Николай Лукианов, известный предприниматель, выпускающий записи чувашской эстрады Алексей Иванов (Аксар, Сӗрмек) и другие. В ходе встречи собравшиеся обсудили актуальные проблемы общественной и культурной жизни. Этнограф Ерагин и старейшина Симулин провели обряд поминовения предков и попросили благословения у них и Всевышнего. — Как известно, в последние годы ухудшилось положение с изучением государственного чувашского языка в школах, — констатировал Иванов. | ||
Чувашский художник, рок-музыкант и активист-культуролог пытается возродить национальные традиции и культуру в своей деревнеМнение
Чувашский мир
Заметки о деятельности и творчестве сельского героя Ирека Килтеша «Ҫӗр сум», или «не имей сто рублей», а будь личностью На Национальном радио Чувашии в прямом эфире вышла передача «Ҫӗр сум» (Сто рублей — авт. Здесь автор ошибается, на русский язык данную передачу можно перевести как «авторитет» или «Личности с Большой буквы», именно в значении «честь, почет, уважение» и используется данное слово в названии — ред.). Название связано с чувашским пониманием соотношения денег, богатства и личности человека (данная интерпретация тоже скорее всего имеет ошибочность — ред.). Передача посвящена культурной деятельности чувашского художника, рок-музыканта и деревенского активиста-культуролога Ирека Килтеша (Валерия Краснова. 1969), живущего и работающего в своей родной деревне Сирекле Шахаль (Кильдюшево) Яльчикского района ЧР. Передача проходила в форме диалога приглашённого сельского героя с известным чувашским радио-тележурналистом Олегом Прокопьевым. Термин «сельский герой» в оценке Килтеша использует другой известный деятель чувашской культуры – искусствовед, лауреат Государственной премии ЧР Геннадий Иванов-Орков. | ||
Мнение
Чувашский мир
В этом году народный праздник Акатуй активисты чувашского землячества Москвы отметили в Измайлово на асфальтированной площадке у стен туристического «кремля». О местах празднованияКак рассказывали активисты, два прежних года чувашский Акатуй отмечали во дворе Московского дома национальностей. По отзывам, там было тесно и жарко на солнцепёке. За что активисты критиковали руководителя Московской чувашской национально-культурной автономии (МЧНКА). В этом году праздник тоже проводился в некомфортных условиях. В результате резкого похолодания температура снизилась до 10 градусов. К тому же, уже второй день шёл небольшой дождь. Плюс холодный ветер. В идеале организатор должен был предусмотреть возможную непогоду и приготовить запасной план «Б» — зал в тёплом помещении под крышей. Или перенести день? Но, увы… Уже по пути от метро к месту праздника незнакомые друг другу чуваши стали узнавать своих сородичей каким-то чутьём, обмениваясь приветственными фразами на родном языке. | ||