Личное мнение
Чувашский мир
О том, что вокруг села Слакбаш Башкортостана возникло нешуточное противостояние местного населения и международной мясной корпорации «Таврос», официальные СМИ молчат, но сообщают независимые башкирские каналы, «Чувашский народный сайт», казанский «Idel.Реалии», постоянно освещает события группа «Правда Краснояр, Белебеевский район» в соцсети «Вконтакте». По письму президента Чувашского национального конгресса Николая Угаслова руководители четырех чувашских культурных автономий Башкортостана в администрации Белебеевского района 13 сентября 2019 года провели встречу с представителями «Тавроса». Встреча проходила в закрытом режиме, ибо на беседу делегацию от населения не пустили и не разрешили зафиксировать процесс заседания. Башкирское телевидение сообщило о найденном компромиссе с местным населением. Официальный телесюжет оказался пародийным по отношению к действительности. Провозгласили явную информационную ложь. Вопросов и речи представителя ЧНК Федора Кузьмина, мнения кого-либо из представителей местного населения или сторонников экологии в кадре нет. | ||
Чувашский мир
В селе Большой Сундырь Моргаушского района ЧР активисты национальной интеллигенции отметили бабье лето по чувашскому календарю. На встречу в живописном саду местного жителя Юрия Туринге по его приглашению приехали гости из Чебоксар и других мест. Здесь в последние годы по просьбе хозяина творит член Союза чувашских художников скульптор Вячеслав Эткер. Он оборудовал тут место для совершения старинных чувашских обрядов. Среди почётных гостей в село прибыли президент Чувашской национальной академии наук и искусств (ЧНАНИ) Евгений Ерагин, учёный-историк Алексей Симулин, член президиума Чувашского национального конгресса юрист Николай Лукианов, известный предприниматель, выпускающий записи чувашской эстрады Алексей Иванов (Аксар, Сӗрмек) и другие. В ходе встречи собравшиеся обсудили актуальные проблемы общественной и культурной жизни. Этнограф Ерагин и старейшина Симулин провели обряд поминовения предков и попросили благословения у них и Всевышнего. — Как известно, в последние годы ухудшилось положение с изучением государственного чувашского языка в школах, — констатировал Иванов. | ||
Чувашский художник, рок-музыкант и активист-культуролог пытается возродить национальные традиции и культуру в своей деревнеМнение
Чувашский мир
Заметки о деятельности и творчестве сельского героя Ирека Килтеша «Ҫӗр сум», или «не имей сто рублей», а будь личностью На Национальном радио Чувашии в прямом эфире вышла передача «Ҫӗр сум» (Сто рублей — авт. Здесь автор ошибается, на русский язык данную передачу можно перевести как «авторитет» или «Личности с Большой буквы», именно в значении «честь, почет, уважение» и используется данное слово в названии — ред.). Название связано с чувашским пониманием соотношения денег, богатства и личности человека (данная интерпретация тоже скорее всего имеет ошибочность — ред.). Передача посвящена культурной деятельности чувашского художника, рок-музыканта и деревенского активиста-культуролога Ирека Килтеша (Валерия Краснова. 1969), живущего и работающего в своей родной деревне Сирекле Шахаль (Кильдюшево) Яльчикского района ЧР. Передача проходила в форме диалога приглашённого сельского героя с известным чувашским радио-тележурналистом Олегом Прокопьевым. Термин «сельский герой» в оценке Килтеша использует другой известный деятель чувашской культуры – искусствовед, лауреат Государственной премии ЧР Геннадий Иванов-Орков. | ||
Мнение
Чувашский мир
В этом году народный праздник Акатуй активисты чувашского землячества Москвы отметили в Измайлово на асфальтированной площадке у стен туристического «кремля». О местах празднованияКак рассказывали активисты, два прежних года чувашский Акатуй отмечали во дворе Московского дома национальностей. По отзывам, там было тесно и жарко на солнцепёке. За что активисты критиковали руководителя Московской чувашской национально-культурной автономии (МЧНКА). В этом году праздник тоже проводился в некомфортных условиях. В результате резкого похолодания температура снизилась до 10 градусов. К тому же, уже второй день шёл небольшой дождь. Плюс холодный ветер. В идеале организатор должен был предусмотреть возможную непогоду и приготовить запасной план «Б» — зал в тёплом помещении под крышей. Или перенести день? Но, увы… Уже по пути от метро к месту праздника незнакомые друг другу чуваши стали узнавать своих сородичей каким-то чутьём, обмениваясь приветственными фразами на родном языке. | ||
Чувашский мир
Гостей из диаспоры встречают представители Вурман-Сюктерского сельского поселения Накануне Дня Чувашской Республики в городище «Чемень карди» возле деревни Малый Сундырь Чебоксарского района в 25-й раз состоялся традиционный чувашский праздник «Хравуди поххи». Организаторами мероприятия, как и в предыдущие годы, выступили Союз чувашских краеведов и Центр чувашского краеведения и туризма. На праздник собрались гости со всей Чувашии, представители диаспоры из разных уголков России, а также делегация из Казахстана. Дальних сородичей из Иркутска, Кемерова, Камчатки, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Оренбургской областей, Башкортостана, Татарстана, Коми, Марий Эла, Удмуртии с хлебом-солью и пивом встречали станы деревень Вурман-Сюктерской округи — Малый Сундырь, Хыркасы, Шобашкаркасы. Адылял, Вурманкасы, Онгапоси, Шарбаш, Хорнзор. Участников «Хравуди поххи» со сцены поздравили глава Чебоксарского района Николай Хорасев, глава Вурман-Сюктерского сельского поселения Олег Ерманов, председатель Союза чувашских краеведов Сергей Сорокин, главный редактор Чебоксарской районной газеты «Тӑван Ен» Виктория Вышинская. Почетный председатель Союза чувашских краеведов Виталий Станьял и президент Чувашской национальной академии наук и искусств Евгений Ерагин озвучили старинные чувашские молитвы и благопожелания. Источник новости:
| ||
Личное мнение
Чувашский мир
Дунайские и волжские болгары не называли своих правителей ханами. В мире нет ни одного письменного документа подверждающего, что волжские и дунайские болгары могли называть так своих правителей. Ошибочное именование болгарских правителей словом Кан(якобы от слова Хан) пошло с 1870 года, когда русский историк Федор Успенский неправильно прочитал надпись с колонны Омуртага, найденной близ Абобы-Плиски(Болгария). ΚΑΝΑCYΒΙΓΙ ОΜΟΡΤΑΓ – так написано греческими буквами на знаменитой колонне правителя Болгарии с 814 по 831 годы. Но Канасубиги это вовсе не Хан, и не Кан.. А переводится скорее надпись именно так, как написано: Канасубиги, т.е. Глава Совета, с языка протоболгар. Протоболгары или первые болгары, по другому булгары, это население Великой Болгарии 7-го века. Великий Кубрат, его пять сыновей и т.н. аспаруховы болгары, волжские болгары 7-15 веков, все они разговаривали на булгарском языке. Как отмечают ученые: современной формой волжскоболгарского(или булгарского) языка является чувашский язык. Патрикел и Бик(Пик)Если читать через булгаро-чувашский язык надпись на колонне Омуртага, как прочитали известный и ценнейший для истории «Именник болгарских ханов», то получается Канасу(Канашу) - Совет. | ||
Чувашский мир
В рамках подготовки Четвертого Всечувашского кинофестиваля «Асам», который будет проходить в этом году 11-15 ноября в столице Чувашии, запланировано проведение Первого Всечувашского питчинга киносценарий «Асам». Об этом сообщает Союз кинематографистов Чувашии. По информации источника, на сайте союза уже размещено положение о проведении данного питчинга. В скором времени будет опубликован регламент. После чего начнется прием заявок от дебютантов из Чувашской Республики и чувашской диаспоры. В связи с чем организаторы кинофестиваля «Асам» просят желающих подписаться на группы в социальных сетях ВКонтакте и Facebook для того, чтобы не пропустить новости о фестивале, питчинге, мастер-классах по киноиндустрии, а также статьи с полезной информацией, где, к примеру, можно будет узнать, как оформить заявку на питчинг. Отметим, основными целями питчинга являются стимулирование развития кинематографа в республике, поиск новых имен в чувашском кинематографическом мире, презентация ярких проектов чувашского кино. Питчинг даст возможность талантливым кинематографистам воплотить творческие проекты в реальность. Источник новости:
| ||
Чувашский мир
Фото vk.com В Муринском сельском поселении Всеволожского района Ленинградской области один из проездов будет носить имя выдающегося ученого из чувашской земли Никиты Яковлевича Бичурина. Об этом сообщает региональная общественная организация «Чувашское культурное общество Ленинградской области». По информации источника, 15 апреля подписан закон Ленинградской области №17-оз «Об административно-территориальных преобразованиях во Всеволожском муниципальном районе Ленинградской области», согласно этому документу Муринское сельское поселение преобразуется в статус города. Вчера, 17 апреля, прошло заседание Совета депутатов Муринского сельского поселения, где были рассмотрены 12 вопросов, в том числе и о наименовании внутриквартального проезда поселка Марино в проезд Н.Я. Бичурина. Депутаты приняли положительное решение по данному вопросу. Источник новости:
| ||
Мнение
Чувашский мир
Министр культуры РФ Мединский: В Чувашии редкий случай усечения истории Указание министра Мединского властям ЧувашииМединский указал чувашским властям на необходимость углубиться в историю своего народа, а не заниматься её усечением. Об этом российский министр заявил 8 февраля 2019 года на заседании оргкомитета по подготовке и проведению двух юбилейных дат в регионе, празднования 550-летия со дня основания города Чебоксары и 100-летия со дня образования Чувашской автономной области. Открывая заседание оргкомитета в столице Чувашии, министр культуры подверг сомнению «официальную» дату основания Чебоксар: «Не случайно запнулся на дате основания Чебоксар. Как историк могу сказать, что это редкий случай заниженной даты. В действительности город существенно старше. И каждый, кто учил историю в институте, знает, что настоящая история Чебоксар насчитывает минимум плюс 200−300 лет. В то время как в зарубежных источниках и на зарубежных картах город, находящийся на этом месте, обозначался значительно раньше. | ||
Личное мнение
Чувашский мир
На книжных полках скоро появится первая книга романа-фэнтези чувашского историка Сергея Щербакова «Грани миров: возвращение Чеменя» (Чуваш. кн. изд-во, 2019. 136 с.). С интересом прочитал ее электронный вариант и хочу вкратце выложить свое мнение о произведении.
Жанр художественной литературы «фэнтези» вычленился из фантастики и детектива в век интернета и теперь стал главенствующим в словесном и зрительном искусстве. Школьников разных классов невозможно оторвать от мультипликационных сказок экрана. В Ютубе и на Чувашском народном сайте уже появился буктрейлер по роману о Чемене. В чувашской литературе фэнтези только зарождается. Кажется, первые шаги проделал Владимир Степанов с рассказом «Реципиент» и романом «Эфемероптерова ночь», этнофэнтезией в 2-х книгах «Меч Тенгри». До него фантастикой занимались Георгий Ефремов («Обновленный климат», «Из железного плена»), Тихон Педеркки («Атлан»), Николай Максимов («Однажды в ХХI веке», «Магнит»). В брошюре «Фантастические, приключенческие и детективные произведения чувашской литературы» (Ӗссӗмлӗхпе таймӑк-шаймӑк хайлавӗсем, 2010) о произведениях в жанре фэнтези еще и речи нет. | ||